В память о несломленных
Сегодняшнее мероприятие информационно-просветительского проекта Многонационального союза писателей «Мужество и слава писательской строкой», проведенное совместно с МОО СПб и ЛО «Ассоциацией специалистов по связям с общественностью» и Тосненским татарским обществом «Изге юл» было посвящено бойцам и командирам – участникам Любанской операции 1942 года, попавшим во вражеский плен и проявившие там настоящее мужество и лучшие человеческие качества.
В полдень люди разных возрастов и профессий - все, кому дорога память о Великой Отечественной войне собрались в Тосно. У памятника поэту Мусе Джалилю. Время и место сбора было выбрано не случайно. Именно 25 августа 1944 года заключённый Залилов, корреспондент газеты «Отвага» 2-й ударной армии, старший политрук (он же - Муса Джалиль) был казнён в немецкой тюрьме за участие в подпольной антифашистской деятельности. Прошло много лет прежде, чем было прекращено советскими (!) контрразведывательными органами дело против Джалиля, его стихи, написанные в заключении удалось переправить в СССР и, усилиями знаменитого советского писателя Константина Симонова, издать как «Моабитскую тетрадь».
Посмертно поэту присудили Ленинскую премию, присвоили звание Героя Советского Союза. И, как отметил председатель Многонационального союза писателей (МСП), член Союза писателей России Виктор КОКОСОВ, это награждение было глубоко символично.
- Благородный отблеск награды высветил многие имена бойцов и командиров – участников Любанской операции. Которые, оказавшись в плену, вели себя достойно, участвовали в подпольных организациях, готовили восстания в концлагерях, - рассказал автор книги «Правда о Второй ударной» Виктор Кокосов.
- Но до сих пор некоторых офицеров в печати и на различных интернет-порталах упоминают как изменников, хотя ещё в 1945 году было восстановлено их честное имя,- продолжал В.Кокосов. – так, ссылаясь на докладную записку начальника Особого отделаВолховского фронта от 6 августа 1942 года, авторы указывают: якобы командир 25-й стрелковой бригады полковник Шелудько,и помощник начальника оперотдела армии майор Вёрсткин помогали врагам опознавать наших командиров и политработников, взятых в плен. И всё. Но дальше о судьбе этих офицеров – ни слова. А ведь и начальник особого отдела их не обвинял: он передал сообщения, полученные на допросе от немецких агентов. Впоследствии, установили, что они были недостоверны. В апреле 1945 году, после освобождения из немецких концлагерей, полковник Павел Григорьевич Шелудько имайор Борис МихаиловичВёрсткинпосле спецпроверкибыли восстановлены в воинском звании и в кадрах армии. Полковник Шулдько впоследствии был награждён орденом Ленина. Но про это любители «документов и фактов» в своих «работах» не упоминают.Скорее всего, просто не знают, так как глубоко копать такие спецы не приучены.
- В то же время известны многочисленные случаи, когда военнопленные и в плену продолжали борьбу с противником, развил тему писатель Кокосов.-
Так начальник санитарной службы 2-й ударной армии военврач 1-го ранга, кавалер ордена Красного ЗнамениК.К.Боборыкин специально остался в окружении, чтобы спасти раненых. В плену доктор приниципиально носил форму командира Красной Армии и продолжал оказывать медицинскую помощь военнопленным. После освобождения из плена Константин Боборыкин был восстановлен в армии, занимался научной работой в Военно-медицинской академии. Уволился в запас в звании полковника медицинской службы.
Его коллега и подчинённый - начальник санитарной службы 23-й стрелковой бригады военврач 2 ранга Н. И. Кононенко попал в плен 26 июня 1942 года. В лагере Маутхаузен активно участвовал в работе подполья. Гестапо выследило готовивших восстание заключённых. 25 сентября 1944 года доктора Кононенко и ещё 125 подпольщиков рассстреляли.
Командир 844-го полка 267-й дивизии майор В. А. Поспелов и начальник штаба полка майор Б. Г. Назиров попали в плен раненые, где продолжили борьбу с противником и 11 апреля 1945 года были в первых рядах восставших в концлагере Бухенвальд. Это был единственный случай за всю Вторую мировую войну, когда заключённые освободили себя сами. С тех пор Владимир Поспелов считал своим днём рождения 11 аапреля…
А политрука роты 1004-го полка 305-й дивизии Д. Г. Тельных попав раненым в плен в июне 1942 года, был отправлен по лагерям. В 1943, в Бельгии, Дмитрию удалось бежать и пробраться в бельгийский партизанский отряд № 4, почти полностью составленный из беглых советских военнопленных. Этот отряд входил в состав русской партизанской бригады «За Родину». В мае 1945 года бригада «За Родину», в которой Тельных воевал снова политруком, захватила город Майзак и восемь часов удерживала его до подхода английских войск. По возвращении на Родину Дмитрия Тельных восстановили в рядах Советской Армии и он продолжил воинскую службу.
- И совершенно справедливо, что героев-подпольщиков мы вспоминали сегодня у памятника Мусе Джалилю, символу несгибаемой воли и мужества всех несломленных,- завершил своё выступление Виктор Кокосов.
В мероприятии участвовали члены МСП и информационный партнёр МСП – Председатель Президиума Межрегиональной общественной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Ассоциация специалистов по связям с общественностью» Александр Веретин, который в этот же день передал в Комитет по образованию Тосненского района 50 DVD-дисков с документальным фильмом «Война народная. Часть 2. Добровольцы и предатели.» для организации в учебных заведениях района Уроков Памяти, посвященных мужеству и стойкости партизан, подпольщиков и тех, кто оказался во вражеском тылу.
Татьяна Павлова,
Секретарь Многонационального союза писателей.